Фото. Часть 2 – съёмка в статике
Ну вот, двигаемся дальше, к съемке автомобилей.
Для начала поговорим о съемке машины в статике. Что нужно, чтобы снять нормальный качественный кадр? Совсем немного.
Нормальная экспозиция и четкость
Картинка должна быть резкой, не «мыльной», с правильной экспозицией без пересветов или резких провалов в тенях.
Фото. Часть 2 – съёмка в статике
Вот вроде бы два похожих снимка, но один из них получился чётким, а второй смазан. Это очень легко видно по передней фаре.
Как проверить, четкий ли получился кадр? Легко. В солнечную погоду этого хорошей чёткости несложно – выдержка и так будет небольшой. А вот вечером или в пасмурный день это бывает сделать сложнее. Чтобы проверить, нормально ли получился кадр, достаточно увеличить изображение на экране. Обычно стоит ориентироваться по деталям – ближайшей фаре или колесу. Если они не размазаны, то, скорее всего, всё нормально.
Как добиться наилучшей четкости? Во-первых, надо ставить короткую выдержку, желательно меньше 1/100 секунды. Во-вторых, на некоторых объективах бывают оптические стабилизаторы – обозначаются VR (Nikon) или IS (Canon). Очень полезные вещи, они сильно уменьшают негативный эффект от дрожания камеры в руках. Но чтобы они заработали как надо, надо навести фотоаппарат на машину, нажать наполовину кнопку спуска (сфокусироваться), подождать несколько секунд и уже после этого снимать.
Четкость зависит и от значения диафрагмы. На широко открытой или слишком зажатой диафрагме, как правило, картинка получается не очень детализированной. Поэтому, если позволяет освещение (или не лень ставить камеру на штатив), то лучше использовать значение диафрагмы f/8-10.
Что касается экспозиции. После сделанного кадра надо посмотреть пересветы на экране зеркальной камеры в соответствующем режиме – «выгоревшие» части фотографии будут мигать. Их не должно быть слишком много – точечные блики на хромированных деталях или лёгкий пересвет части неба допускаются, остальное – нет, надо менять настройки экспозиции. То же самое надо делать, если кадр получился слишком тёмным.
Также надо учитывать погоду. В яркий солнечный день снимать довольно тяжело — солнце светит очень ярко, тени получаются тёмные, а всё остальное – слишком светлое. Небо при этом зачастую «выгорает». В таких условиях полезен поляризационный фильтр, который накручивается на объектив – он позволяет избежать «выгоревшего» неба и убрать нежелательные блики на стёлках и фарах. «Полярик» меняет свои свойства в зависимости от того, на какой угол он повёрнут, так что перед тем, как снимать, полезно его покрутить и посмотреть в видоискателе, что получается.
Сверху — при ярком солнце без поляризационного фильтра появляются некрасивые блики, при этом небо «выгоревшее», а деталей в тенях нет. Снизу — тоже солнечный день, но с поляризационным фильтром. Некрасивых бликов почти не осталось, небо «нарисовалось» хорошо
В пасмурный день снимать попроще – свет мягкий, резких бликов или теней нет, но и тут поляризационный фильтр может быть очень полезен. А вот вечером толку от него немного, к тому же он затемняет картинку, что заставляет шире открывать диафрагму или увеличивать выдержку.
Композиция
Нам нужен классный ракурс – чтобы и машина смотрелась хорошо, и фон был «в тему». Это уже задача более творческая, но есть несколько стандартных ракурсов, которыми можно и нужно активно пользоваться.
Не считая стандартных видов типа анфас или профиль, самые ходовые – это «три четверти» спереди или сзади.
С ними можно экспериментировать до бесконечности, например менять угол – можно «показывать» чуть больше боковины машины, или, наоборот, переда (зада). Под разным углом машина может смотреться совершенно по-разному. Поэтому имеет смысл делать несколько кадров с разных точек, и, если надо, переставлять машину.
Сверху – пресловутые «три четверти». Снизу — перед тем как снимать, лучше походить вокруг машины, посмотреть, где она и фон будут смотреться лучше всего. Если надо – переставить её.
Также можно экспериментировать с высотой, с которой сделан снимок – присесть на корточки или, наоборот, встать повыше и поднять камеру над головой.
Кроме того, можно снимать с небольшого расстояния и с широким углом, или, наоборот, издалека, но с большим приближением. Слишком широкий угол использовать не надо – лучше отойти подальше. Иначе пропорции машины будут сильно искажены, а это редко улучшает фотографию.
Ещё один приём — заваленный горизонт. Это нормально, если это авторская задумка. Но с ним надо аккуратно – не переборщить. Поэтому, опять же, лучше делать по несколько кадров с разным наклоном камеры. На экране компьютера, как правило, ошибки видны лучше 🙂
Наклонённый горизонт может сделать фотографию интереснее. Но лучше перестраховаться и снять и обычный кадр тоже.
А теперь о том, чего делать НЕ НАДО
Не надо кадрировать очень плотно. Лучше оставить место сверху, снизу и по бокам. Если что, фотографию потом всегда можно обрезать в фотошопе.
Машина не должна косо стоять на уклоне
Сверху — лучше захватить со сторон машины немного фона, как на картинке справа.Снизу — на этих фотографиях горизонт ровный, но машина смотрится косо. Всё просто – «площадка», на которой она стоит, находится под уклоном. Поэтому машину лучше ставить на горизонтальную поверхность.
Фон должен быть без мусора.
Из машины не должны «расти» столбы, деревья или прочая ерунда, на переднем плане не должен валяться мусор и т.д. Лучше походить вокруг и найти такой ракурс, когда ничего не мешает. Или немного переставить машину.
На машине не должно быть кривых отражений или теней.
Колёса должны быть повёрнуты правильно.
Сверху — снимать в тени деревьев в солнечный день не очень здорово. Хотя, конечно, погоду не выбирают. Но если уж и снимать в таких условиях, то надо стараться загнать машину в самую глубокую и равномерную тень. Снизу — за исключением единичных случаев, нельзя поворачивать колёса протектором шин к зрителю (как на фото) – их надо либо ставить прямо, либо выворачивать так, чтобы был виден диск. При съёмке сбоку лучше оставить их прямо повёрнутыми.
Отражения в кузове машины должны быть красивыми и правильными. Надо избегать, чтобы в автомобиле отражался всякий мусор, знаки, столбы и т.д., как на фото сверху. Иногда их несложно убрать фотошопом, но куда проще отойти в сторону на два шага и снять с другого ракурса – на нижних фотографиях никаких проблем нет.
Линиии фона не должны «касаться» машины.
Например, линия горизонта (забора, стены, берега) не должна касаться линии крыши – пусть лучше либо будет выше, либо пересекает. Чтобы их не было, можно снимать либо с более низкой, либо с более высокой точки.
Автор: klepach